Блог

12 / Апрель / 2020

А вы разговариваете с телевизором?

Распознавание речи – актуальная технология: в каждом появляющемся на рынке телефоне, умной колонке, телевизоре есть функция голосовой команды, существенно облегчающая работу пользователя с гаджетом.

А вы разговариваете с телевизором?

Распознавание речи – актуальная технология: в каждом появляющемся на рынке телефоне, умной колонке, телевизоре есть функция голосовой команды, существенно облегчающая работу пользователя с гаджетом.

Следующий шаг – голосовое управление. Голосовое управление сейчас обеспечивает две функции: команда и поиск. При голосовом запросе система распознавания речи преобразовывает звук в код или текст, а приложение обрабатывает получившийся запрос и отвечает на него в виде действия.

По данным компании PWC за 2018 год 21% владельцев гаджетов использует голосовые команды. Телезрители – одни из самых активных пользователей этой функции: опрос подписчиков ТВ-сервиса SPB TV показал, что 50% из них выбирают голос для взаимодействия с гаджетами.

Почему развитие голосового управления для работы ТВ-сервиса так актуально?

По словам исследователей из университета Миннесоты, с появлением приложений стриминговых медиа (например, Netflix или Youtube), телевизоры и ТВ-приставки превратились из однозадачных устройств в полноценные экосистемы сервисов. Вместо простой навигации по списку каналов пользователю приходится иметь дело уже с набором различных приложений. 

При этом привычный пульт дистанционного управления имеет ограниченный инструментарий для ввода данных и навигации по современным телевизионным интерфейсам.

Голосовое управление серьезно упрощает взаимодействие с ТВ-устройствами (просмотр каналов, быстрый доступ к приложениям, поиск информации и контента) и открывает совершенно новые возможности для маркетинга . Когда система голосового управления будет доработана опцией обратного ответа и интегрирована с рекомендательными сервисами,  голос станет двигателем развлекательных и познавательных медиа. А если сбудутся самые фантастические прогнозы, и идентификация по голосу станет доступной реальностью, покупка товара «как в том сериале» станет молниеносной.

Успех голосового управления зависит от того, будет ли нажатие кнопки сложнее, чем устное взаимодействие с устройством. И если да – голос открывает огромный потенциал для увеличения вовлеченности и лояльности пользователей.

Препятствия для быстрого внедрения технологий голосового управления разделяются на две группы:

Физические: уровень распознаваемости зависит от пользователя (тембр, произношение, интонация, скорость речи) и обстановки вокруг него (шум, уровень громкости телевизора);
Языковые: с одной стороны, разработчики говорят, что язык команд и взаимодействия с голосовым управлением - неестественный, то есть человек так обычно не разговаривает, следовательно, находится в некомфортной ситуации. С другой стороны, существует проблема многообразия, она заключается в том, что система распознает ровно столько сигналов и грамматических единиц, сколько в неё загружено, живой язык при этом развивается стихийно и быстро.

Дополнительно возникает вопрос о безопасности информации: голосовые данные, передаваемые для преобразования, могут храниться в сторонней системе распознавания речи, и подвергаться риску утечки.

Тем не менее, голосовое управление ТВ-сервисами стремительно превращается в канал продаж и продвижения бизнесаOC&C Strategy Consultants заявляют, что к 2022 году объем покупок с помощью голоса вырастет в 20 раз и достигнет $ 40 млрд, а исследовательская группа Rethink предсказывает, что за следующие 4 года количество домашней стационарной техники с такой функцией вырастет в 6 раз.

Пользователь получает не меньше, чем рынок. Вау-эффект подкрепляет удобство и простота использования телевизора и ТВ-сервисов с помощью голосового управления. Это особенно важно для вовлечения пользователей старшего возраста. Компания PWC провела опрос о регулярности использования голосовых команд, результат показал, что люди возраста 60+ обращаются к ним в среднем также часто как подростки (53% и 57% респондентов соответственно).

Еще одна целевая группа, для которой устройства с голосовым управлением станут окном в мир, - это не умеющие читать или писать: по данным ЮНЕСКО за 2018 год в мире около 750 миллионов неграмотных людей, большинство из них живут в Индии и Китае, странах, которые считаются наиболее привлекательными и быстро развивающимися рынками.

Мы считаем, что технология голосового управления определенно перспективна и открывает новые возможности, как для бизнеса, так и для пользователя. Наше мнение подтверждает интерес со стороны операторов связи. SPB TV уже осуществила экспериментальную интеграцию с голосовым помощником Алиса, и мы работаем над внедрением поддержки голосового управления во всю нашу мультиэкранную экосистему.